ГЛАВА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА БЛИЖНЕМ B СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ НАКАНУНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1935—1939
гг.)
При этом если в маньчжурском конфликте Великобритания всячески тормозила
применение ст. 15 Устава Лиги, то в данном вопросе она использовала эту статью,
чтобы навязать ускоренную процедуру рассмотрения своей «жалобы» на Иран, что не
осталось незамеченные дал общественных кругов. Женевский корреспондент
«Экономиста» писал, что в кругах Лиги «нас (т. е. англичан. —Авт.) упрекали,
что мы ведем обычную империалистическую игру против маленького государства».
Обсуждение
англо-иранского конфликта в Совете Лиги наций началось 26 января 1933 г. Англию представлял Джон Саймон, который не постеснялся обвинить иранское правительство «в
нарушения международного права и незаконных действиях». Представитель Ирана
Давер выступил с убедительным обоснованием действий своего правительства.
Совет Лиги передал спор
на международный арбитраж. В февгале 1933 г. обе стороны согласились на переговоры «при сохранении в силе соответствующих юридических точек зрения». Иранское
правительство дало заверение, что «во время ведения переговоров и вплоть до окончательного
урегулирования работа и операции общества в Персии будут продолжаться
таким же порядком, как они велись до 27.ХI-1932 г.».
Переговоры между АИНК и
иранским правительством велись в Тегеране с 3 по 29 апреля 1933 г., когда было заключено соглашение о предоставлении компании новой концессии. 28 мая 1933 г. оно было рафинировано меджлисом и шахом.
Это соглашение было
известным успехом Ирана. В политическом плане права компании были несколько
урезаны. Соглашение распространилось не только на концессию АИНК, но и на все
ее дочерние компании и подконтрольные общества, где компания участвовала своим
капиталом свыше 50%. Иранское правительство добилось согласия компании на оплату
налогов в размере 4 шиллингов за каждую тонну нефтепродуктов, как реализованных
внутри страны, так и экспортированных, и 20% отчислений от прибылей, остающихся
после выплаты гарантированного дивиденда. Все эти отчисления, вместе взятые,
должны были обеспечить иранскому правительству ежегодный доход от концессии от
1 млн. до 2 млн. ф. ст., а также, ряд других платежей в счет старых претензий. Компания
обязалась в дальнейшем набирать квалифицированных рабочих, технический и
коммерческий персонал из иранского населения, выплачивать 10 тыс. ф. ст.
ежегодно на обучение иранских студентов нефтяному делу.
С другой стороны,
Англо-Иранская нефтяная компания имела основания быть удовлетворенной итогами
переговоров: она сумела добиться сохранения концессии, хотя площадь ее и была
сокращена. Нефтяные богатства Ирана оставались в английских руках. Компания
получила ряд существенных таможенных льгот, причем ее нефтяной экспорт был
освобожден от каких бы то ни было платежей, за исключением государственных
налогов.
Усиление германской
активности в Иране
Осенью 1932 г.
европейскую печать обошло сообщение из Бейрута о самоубийстве в окрестностях
ливанской столицы одного из директоров иракского Национального банка, немца
Фогеля. Прибывший в Ливан по подложному паспорту, Фогель разыскивался полицией
по требованию иранских властей. Проведенная незадолго перед тем ревизия в
Кантональном банке Ирана обнаружила разительные факты злоупотреблений со
стороны руководивших банком немецких «экспертов» — Фогеля и главного директора
Линденблатта.
|