О КНИГЕ
Авторы тома: С.Ю.Выгодский, С.А.Гонионский, И.М.Горохов, И.Н.Земсков, В.А.Зорин, С.П.Киктев, Л.Н.Кутаков, С.М.Майоров, И.И.Минц, И.Д.Остоя-Овсяный, В.И.Попов, В.М.Хвостов

Издательство политической литературы
Москва 1965

Дипломатия на первом этапе общего кризиса капиталистической системы

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ     МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА БЛИЖНЕМ B СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ НАКАНУНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1935—1939 гг.)

Поскольку по истечении срока концессии все предприятия и имущество компании должны были перейти в собственность иранского государства, компания старалась производить минимальные затраты на территория концессии, строила предприятия, в основном вне Ирана, и перенесла центр тяжести своей работы на территории концессии, на эксплуатацию нефтескважин, на разведочное бурение и транспортирование нефти к берегу Персидского залива. В результате хищнической эксплуатации природных богатств Ирана АИНК получала огромные колониальные сверхприбыли. С 1911 по 1933 г. ею было добыто на иранских промыслах свыше 70 млн. т сырой нефти. Заявив о расторжении концессионного договора, иранское правительство бросило вызов сильному и не привыкшему считаться с интересами малых стран противнику, проявило изрядную политическую смелость.

Обосновывая свое решение аннулировать концессию, иранское правительство отмечало, что заключенный в 1901 г. под нажимом Англии концессионный договор противоречил интересам Ирана и что, как показывали факты, «чем больше расширялась деятельность АИНК, тем большей опасности подвергались иранские интересы». При этом, говорилось в иранском заявлении, сумма концессионных платежей иранскому правительству исчислялась компанией неправильно, а его представителям не разрешилось контролировать счета компании; несмотря на неоднократные - жалобы иранского правительства, компания не вносила платежей во время войны 1914—1918 гг. и отказывалась уплачивать подоходный налог; чрезмерные расходы, производимые АИНК в других частях страны также наносили ущерб интересам нефтяной промышленности; цена нефти в Иране была чрезмерно высокой.

Объявив, что с 27 ноября 1932 г. концессия АИНК считается недействительной, шахиншахское правительство заявило о своем стремлении «обеспечить иранские интересы соответственно взглядам иранского правительства на основе равноправия и справедливости и с необходимыми гарантиями обеспечения этих интересов».

Британское правительство расценило аннулирование концессии как покушение на свои господствующие позиции на Среднем Востоке. Директорат АИНК ответил Тегерану, что он не признает права иранского правительства на отмену концессионного соглашения, а британский посланник в Иране 2 декабря 1932 г. заявил, что правительство его величества не потерпит никакого вмешательства в дела компании со стороны иранских властей. В Персидский залив для подкрепления находившейся там группы британских военных судов был направлен крейсер «Энтерпрайз». Лондонские газеты подняли шум «о росте бандитизма» в районах расположения основных предприятий АИНК. «Правдивы ли эти сообщения или они представляют собой пропаганду, — писал лондонский корреспондент «Нью-Йорк таймс», — но они создают атмосферу, при которой в один прекрасный день «инцидент» может послужить поводом к решительным действиям Англии». В европейской печати появились сообщения о том, что английская разведка начала организовывать восстания племен на юге Ирана. Обычная в подобных случаях для капиталистической печати клевета по адресу Советского Союза была на этот раз настолько нелепой, что даже президент АИНК Джон Кадмен счел необходимым публично опровергнуть слухи о том, что иранское правительство действовало по наущению Москвы.

Защищая свои законные права, иранское правительство отвело предложение Англии о рассмотрении дела в Гаагском международжя трибунале, заявив, что этот трибунал не может рассматривать конфликт между правительством и коммерческим предприятием, и обратилось в Совет Лиги наций с информацией о давлении и угрозах со стороны английского правительства.

Апеллировала к Лиге наций и Англия. 14 декабря 1932 г. британски представитель обратился к генеральному секретарю Лиги наций с телеграммой, в которой просил передать спор между правительствами Великобритании и Ирана в Совет Лиги наций согласно ст. 15 Устава Лиги.