ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ ПОЛИТИЧЕСКИЙ
КРИЗИС В ЕВРОПЕ В 1939 г. БОРЬБА СССР ЗА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ВОЙНЫ
Для того чтобы
поставить переговоры о соглашении на практическую почву, Советское
правительство 2 июня 1939 г. вру чило английскому и французскому послам в
Москве конкретный проект соглашения. Он предусматривал, что стороны
обязуются оказывать друг другу помощь, если одно из договаривающихся
государств будет втянуто в военные действия с европейской державой в
результате: 1) агрессии со стороны этой державы против любого 13
договаривающихся государств, 2) агрессии со стороны европейской державы против
Бельгии, Греции, Турции, Румынии, Плтьшп. Латвии, Эстонии, Финляндии, 3) в
результате помощи, даазанкоя одним из трех этих государств европейскому
государству, которое попросило эту помощь, чтобы противодействовать
нарушению его нейтралитета.
Советский проект был
направлен на обеспечение мира в Европе. Он исходил из полного равноправия всех
его участников. Советское правительство относилось с полным уважением и к обязательствам
по гарантии границ Польши, Бельгии, Турции и Греции, которые приняли на себя
Англия и Франция, и к безопасности самих Англии и Франции. Советское правительство
шло, таким образом, далеко навстречу интересам Англии и Франции, рассматривая
их как своих союзников. В советском проекте пакта выдвигалось положение о том,
что механизм взаимной помощи приводится в действие государствам участниками
договора по совместному решению немедля «независимо от какой бы то ни было
процедуры прохожде вопросов в Лиге нации». Тем самым договор приобретав
эффективность, без которой незозможси был успешный от вооруженному до зубов
противнику, применявшему к тому метод неожиданных вероломных нападений.
15 нюня английское и французское
правительства направили Советскому правительству свои замечания и поправки к советскому
проекту пакта. Ознакомление с этими замечаниями не оставляло сомнений в том,
что ни в Лондоне, ни в Париже не хотели связывать себя обязательствами об
оказании помощи Советскому Союзу, если он будет втянут в войну с гитлеровской Германией
в связи с нападением последней на соседние с СССР прибалтийские страны и
Финляндию. В то же время западные державы добивались того, чтобы Советский
Союз немедленно оказал помощь Польше, Румынии, Бельгии, Греции и Турции в
случае нападения агрессора на какую-либо из этих стран и вовлечении в войну
Англии и Франции. Вместо конкретных обязательств об оказании помощи СССР английское
и французское правительства всего лишь изъявляли готовность консультироваться с
ним по этому вопросу. Английское и французское правительства отказывались
подписать с СССР военную конвенцию, ссылаясь на трудности ее заключения. В
английских замечаниях говорилось: правительство «сомневается, чтобы
оказалось возможным в сравнительно короткий срок прийти к конкретному военному
соглашению, которое охватывало бы все возможные обстоятельства. Оно
озабочено тем, чтобы заключить соглашение с Советским правительством без дальнейших
промедлении, и с ужасом думает о том, как отразились бы на положении в Европе
отсрочка вступления в силу такого договора до заключения военного соглашения.
Английская сторона
предложила сначала подписать договор и условиться, что в определенное время
после заключения договора будет установлен контакт между штабами трех царств.
Не обязывая ни к чему Англию и Францию, это содействовало бы вовлечению СССР в
войну без конкретных обязательств со стороны Англии и Франции по оказанию военной
помощи СССР. Таким образом, июньские англо-французские предложения были для
Советского правительства новым подтверждением нежелания Англии и Франции пойти
на равноправное и искреннее сотрудничество.
Вызывал сильное
сомнение в действительных намерениях впглпйского и французского правительств и
их отказ принять советское предложение зафиксировать в проекте договора о
взаимопомощи обязательство заключать перемирие или мир только по совместному
согласию.
|