ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ ПОЛИТИЧЕСКИЙ
КРИЗИС В ЕВРОПЕ В 1939 г. БОРЬБА СССР ЗА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ВОЙНЫ
а
также преимущества и отрицательные моменты заключения тройственного пакта для
Англии. По мнению Форин-оффиса, пакт о взаимопомощи трех стран — и в этом авторы
меморандума видели «главное неудобство» пакта — будет означать, что
правительство его величества окончательно откажется от всех надежд добиться
урегулирования с Германией. Такем образом, Форин-оффис продолжал считать
главной целью внешней политики Англии урегулирование отношений с Германией, а
переговорам с Москвой отводилась подчиненная роль — они ни в коем случае
не должны были мешать достижению сговора с Германией. К числу негативных
последствий заключения пакта авторы меморандума относили и то, что пакт мог бы
отрицательно повлиять на англо-японскне отношения.
В меморандуме, между
прочим, говорилось: «Желательно заключить какое-либо соглашение с СССР о том,
что Советским Союз придет к нам на помощь, если мы будем атакованы с Востока,
не только для того, чтобы заставить Германию воевать на два фронта, но также,
вероятно, и потому (и это является самым существенным)... что если война
начнется, то следует постараться втянуть в нее Советский Союз...»
Английская дипломатия
ставила своей задачей втянуть в войну СССР, а самой фактически остаться в
стороне, т. Е. спровоцировть советско-германское столкновение. Это была все та
же мюнхенская политика, проводившаяся в новых условиях.
Исходя из желания
вовлечь СССР в военный конфликт и поняв, что при помощи предложения о гарантиях
это сделать не удастся, английское и французское правительства решали
продолжить переговоры о заключении тройственного союза. 27 мая 1939 г. английский посол в Москве Сиидс и французский поверенный в делах Пайяр вручили советским
представителям новые предложения Англии и Франции.
Предложения эти
предусматривали, на каких условиях и в каких случаях СССР должен оказать помощь
и поддержу Англии и Франции и какую помощь эти державы должны оказать
Советскому Союзу. Они предусматривали помощь Советскому Союзу со стороны Англии
и Франции в случае нападения Германии на СССР или в случае оказания Советским
Союзом помощи европейской стране, которая бы попросила об этом. Оказание помощи
связывалось с Уставом Лиги наций.
Англо-французский
проект соглашения не предусматривал заключения военной конвенции, хотя только
военное соглашение могло сделать его действительна полезным для всех его
участников. Опыт франко-советского договора о взаимной попомщи 1935 г., не подкрепленного, как известно, по вине французского правительства такой конвенцией, служил
лучшим доказательством этого. Вместо заключения военной конвенции
англо-французский проект предусматривал «согласование методов» взаимной помощи
и консультации сторон, причем предполагалось, что сначала будут обсуждены
«метод и объем такой консультации», а уже потом проводиться консультация
по существу. Как показал опыт второй мировой войны, когда многие государства
Европы были захвачены Гитлером в течение нескольких недель, предлагаемые
многостепенные консультации имели бы весьма малое значение.
Кроме того,
англо-французский проект обходил вопрос об обязанностях Польши и Румынии в
отношении СССР. Он не предусматривал пропуска советских войск через их
территории.
Советский проект о
взаимной помощи – реальный путь к соглашению
|