О КНИГЕ
Авторы тома: С.Ю.Выгодский, С.А.Гонионский, И.М.Горохов, И.Н.Земсков, В.А.Зорин, С.П.Киктев, Л.Н.Кутаков, С.М.Майоров, И.И.Минц, И.Д.Остоя-Овсяный, В.И.Попов, В.М.Хвостов

Издательство политической литературы
Москва 1965

Дипломатия на первом этапе общего кризиса капиталистической системы

ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ     ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ЕВРОПЕ В 1939 г. БОРЬБА СССР ЗА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ВОЙНЫ

В них говорилось, что « в отношении военного соглашения следует стремиться к тому, чтобы ограничиваться сколько возможно более общими формулировками, что-нибудь вроде декларации политического характера, которая была бы одобрена, отвечала бы этим условиям». В инструкциях указывалось, что если СССР потребует, чтоыб французское и британское правительства сделали Польше, Румынии или прибалтийским государствам предложения, которые повлекли бы за собой сотрудничество с Советским правительством или его генеральным штабом, то миссии не должны брать на себя каких-либо обязательств. Из инструкций, данных английской военной миссии, видно, что Великобритания не хотела точного, ясного, определенного соглашения о военном   сотрудничестве  с  СССР  в  борьбе   против   германской агрессии.

Это понимали и сами участники переговоров. Ознакомившись с инструкцией Драксу, английский посол в Москве Сиидс писал министру иностранных дел Англии Галифаксу: «При таких условиях я полагаю, что военные переговоры едва ли приведут к каким-либо результатам, за исключением того, что они вновь вызовут у русских сомнение в нашей искренности и желании заключить конкретное и определенное соглашение». Но это еще не все. Опасаясь, чтобы военная миссия не пошла слишком далеко навстречу предложениям СССР, английское правительство дало указание своему посольству в Москве «сдерживать миссию», чтобы нн в коем случае не допустить успеха в переговорах.

Совершенно по-другому отнеслось к переговорам Советское правительство. Оно назначило членами военной миссии деятелей, которые могли в силу данных им полномочий принимать важнейшие решения. Возглавил военную миссию народный комиссар обороны маршал К. Е. Ворошилов.

Советское правительство дало указание сообщить английской и французской военным миссиям план развертывание вооруженных сил СССР на его западных границах. Советские планы учитывали координацию действий сухопутных и военно-воздушных сил трех государств. Они предусматривали, какие конкретные силы будут выставлены Советским Союзом в случае войны по тому или другому варианту. Английский представитель на переговорах Стрэнг, вернувшись в Лондон, в беседе с американским поверенным в делах Джонсоном заявил, что «русские относятся серьезно к военным переговорам».

Член советской военной миссии начальник Генерального штаба Красной Армии Б. М. Шапошников изложил три варианта совместных действий армий СССР, Англии и Франции против агрессора 4. Советское правительство брало на себя обязательство выставить против агрессора в Европе 120 пехотных и 16 кавалерийских дивизий, 5 тыс. тяжелых орудпн (путей и гаубиц), 9—10 тыс. танков, от 5 тыс. до 5,5 тыс. боевых самолетов (без вспомогательной авиации), т. е. бомбардировщиков и истребителей.

В случае нападения агрессоров на Англию и Францию СССР должен был выставить 70% от тех вооруженных сил, которые бы выставили Англия и Франция против главного врага — Германии. В этом случае предусматривалось обязательное участие в войне Польши, которая должна была бы сосредоточить на своих западных границах 40—45 дивизий.

В случае нападения агрессора на Польшу и Румынию эти страны должны были выставить на фронт все свои силы, а СССР столько вооруженных сил, сколько Англия и Франция непосредственно против Германии. Разумеется, участие в войне СССР могло быть осуществлено при этом, как подчеркивал Б. М. Шапошников, только тогда, когда Франция и Англия договорятся с Польшей и по возможности с Литвой, а также с Румынией о пропуске наших войск, ибо для советских войск не югелось другого пути войти в соприкосновение с противником и, таким образом, принять участие в войне.